Частный сайт о музыке


Европейская музыка XVII века. Опера XVII вв. (Италия, Франция, Германия и Англия)


Инструментальная музыка XVII вв. Полифония и орган. Клавирная музыка.


И.С. Бах


Г. Ф. Гендель


Й. Гайдн


В. А. Моцарт


Л. Бетховен (1770 - 1827)


Ф. Шуберт (1797 - 1828) Австрия


М. Вебер (1786 - 1826 ) Германия


Феликс Мендельсон (1809 - 1847) Германия


Роберт Шуман (1810 - 1856) Германия


Фредерик Шопен (1810 -1849) Польша


Гектор Берлиоз (1803 - 1869) Франция


Ференц Лист (1811 - 1886) Венгрия


Рихард Вагнер (1813 - 1883) Германия


Иоганнес Брамс (1833 - 1897) Германия


Иоганнес Брамс (1833 - 1897) Германия

Симфония e-moll № 4 op. 98

Четвертая симфония e-moll ор. 98 (1885) принадлежит к числу наиболее совершенных и самобытных творений Брамса, более того - к величайшим памятникам западноевропейского симфонизма послебетховенского времени.
Концепция симфонии – глубоко трагическая. Драматургия симфонии развивается от элегической первой части через созерцательно-лирическую вторую часть и (по контрасту) шумное, жизнерадостное скерцо к трагической эпопее финала.

Симфония №4 (ми минор) Партитура



Первая часть (Allegro non troppo) начинается без какого-либо вступления, сразу изложением темы главной партии у скрипок. По настроению тема - задушевно-элегическая тема, романсная по своей природе с опорой на терции и сексты – любимые брамсовские интервалы (таковы некоторые вокальные сочинения Брамса):
Симфония №4 (ми минор) 1 часть.pdf

Главная

Между темами главной и побочной партий нет яркого контраста; тема побочной (в тональности минорной доминанты -- си минор) также лирически напевна. Особую теплоту и задушевность ей придает звучание виолончелей (удвоенных валторнами), а затем скрипок:

Но между главной и побочной проводится другая тема, фанфарно-призываная – она-то и вносит контраст, тревожное настроение. Данная тема появляется в первой части около десяти раз:

Фанфары и Побочная

Разработка начинается так же, как экспозиция. В первый момент можно принять разработку за повторение экспозиции, как это было в классических сонатных allegro. Однако быстро начинается интенсивное развитие подлинно разработочного характера с вычленением и трансформацией отдельных элементов тем главной и побочной партий, с модулированием в различные далекие тональности. Таков первый раздел разработки. Во втором разделе разрабатывается преимущественно фанфарная фраза.


Своеобразно начинается реприза. Брамс избегает буквального повторения начала экспозиции, чтобы не было монотонии (ведь так же началась и разработка). Композитор проводит тему главной партии в большом увеличении, поручая ее деревянным духовым в сопровождении таинственного шороха пассажей струнных и приглушенного тремоло литавр.
Постепенно к главной партии возвращается первоначальный облик. Дальше в той же последовательности, как и в экспозиции, но уже в основной тональности проходит знакомый музыкальный материал.

В коде тема главной партии приобретает монументально-трагический характер и звучит грандиозно в tutti всего оркестра (здесь предвосхищается настроение финала).

Кода



Вторая часть (Andante moderato) - образец типичной для Брамса философской лирики. Написана она в сонатной форме без разработки. Обе темы второй части отличаются мягкостью, созерцательностью:
Главная

Побочная

В целом создается образ глубокого размышления, покоя, несмотря на наличие в некоторых местах драматических взрывов, особенно в развитии темы главной партии. В одном из эпизодов применяется восьмиголосное струнное divisi.




Симфония №4 (ми минор) 3 часть.pdf
Третья часть (Allegro giocoso) вносит резкий контраст в драматургию всего симфонического цикла. Он еще больше подчеркивает трагедийную сущность симфонии. Это жанровая сцена: то ли веселая пирушка, то ли уличный карнавал (недаром здесь единственный раз как в этой симфонии, так и вообще в брамсовских симфониях наряду с литаврами применяется треугольник). Главная тема (третья часть также написана в сонатной форме) – стремительная и буйная, Стремительно и буйно несется тема главной партии, прерываемая акцентами (ffz):
Главная


Побочная партия имеет грациозно-шаловливый характер.
Побочная



Симфония №4 (ми минор) 4 часть.pdf
Финал (Allegro energico e passionato) особенно рельефно выражает трагедийное содержание симфонии. В финале Брамс возрождает старинную форму чаконы или пассакальи и строит 32 вариации на одну остинатную тему
Основная тема



Венгерские танцы

Венгерский танец №1.pdf
№1

Венгерский танец №2.pdf
№2

Венгерский танец №4.pdf
№4

№5
Венгерский танец №5.pdf

№6
Венгерский танец №6.pdf